+7 (977) 102-97-09
+7 (915) 478-22-26
Для справок WA, Viber

Орехово-Зуево 
Московская область
info@etnogorod.ru

Он памятью России дорожил


А. С. Пушкин, Тарас Бульба, Ф. Э. Дзержинский, В. В. Маяковский, Ш. Руставели, Н. Островский… Статуэтки и памятники этим людям широко известны по всей стране и далеко за её пределами. А их автором был наш земляк, житель подмосковного города Ликино-Дулёво – скульптор Николай Павлович Пустыгин (1918 – 1984).

Как уже писали на сайте "Атмосфера" (проект издательства "Подмосковье"), в Московскую область он попал после Великой Отечественной войны. А родился Николай Пустыгин в Пензенской области, в селе Трескино. Там же по окончании Пензенского художественного училища в 39-ом получил профессию скульптора.

Вскоре началась война, и Николай Павлович ушел на фронт. Воевал в составе Северного Фронта, защищал от фашистов такие города, как Истра, Волоколамск, Новый Иерусалим, Опалиха, Дедовск, Павшино и другие. И, конечно, участвовал в боях за Москву. За проявленное мужество награждён медалями «За оборону Москвы», «За победу над Германией», «За доблестный труд в ВОВ». Позже, в мирное время, ветерану не раз вручали Юбилейные медали Победы.

Защитив территорию Подмосковья в годы войны, Николай Пустыгин связал дальнейшую жизнь с этой землёй. После ВОВ он устроился работать на Дулёвский фарфоровый завод (ДФЗ). Именно здесь в 40-50-е годы были созданы известные фарфоровые статуэтки таких выдающихся личностей, как П. И. Чайковский, В. И. Ленин, М. Горький, Н. В. Гоголь, А. В. Суворов, Б. Хмельницкий. Также были и групповые скульптуры, например, «Горький и Сталин: обсуждение романа». Николай Павлович непрерывно повышал своё мастерство в области скульптурного портрета и работы с фарфором. Наряду с вышеупомянутыми деятелями, скульптор создал статуэтки «Спящая девушка», «Пограничник», «Уйгурский танец», которые по сей день пользуются спросом людей, знающих толк в искусстве скульптуры. Да и тема животных осталась не менее востребованной. «Аист», «Волчонок», «Собака с уткой» также продолжают продаваться на различных интернет-площадках.

 

Скульптор активно делился своими навыками и любовью к творчеству с молодёжью того времени.  Когда в 1945 году при ДФЗ было создано художественно-ремесленное училище №58, Николай Павлович начал преподавать историю искусства художественной керамики и акварельной живописи. Через год Н. Пустыгин стал членом правления Московского отделения Союза художников. Позже, в 1954-57 годах, он был членом ревизионной комиссии Московского отделения, а с 58 по 61 гг. – председателем правления Московского областного отделения художественного фонда РСФСР. В 1965 году скульптор Пустыгин стал членом Союза художников СССР.

Всегда активно занимаясь творчеством, Николай Пустыгин многократно участвовал в различных художественных выставках, в том числе всесоюзного уровня. А его скульптуры и фарфоровые статуэтки легли в основу создания многих памятников. Большая часть установлена в Орехово-Зуево — соседний город с Ликино-Дулёво, где трудился Николай Павлович.

Так, в 1953 году около бывшего Дома Советов ореховозуевцы открыли памятник Владимиру Маяковскому. Событие приурочили к 60-летию поэта. Автором проекта был Николай Пустыгин. Стоит отметить, что, несмотря на некое сходство статуэтки и памятника, в целом образы получились разные по духу. Небрежная прическа, одна рука в кармане, другая – за спиной, горделивый и непокорный взгляд – таков В. Маяковский, изображённый в формате статуэтки. Более поздняя версия образа поэта, воссозданного в памятнике, изображает более собранного и вычурного человека, а в руке появляется то ли блокнот со стихами, то ли знаменитый советский паспорт, которому поэт посвятил одно из стихотворений. Этот памятник не раз становился местом сбора местных поэтов и писателей, где даже оживленное движение центральной улицы не мешает делиться творчеством и вдохновением.

Памятник Ф. Дзержинскому был открыт в 1954 году. В начале 90-х его переместили из сквера Текстильного техникума во двор пожарной части. Но главное, что памятник сохранён и по-прежнему поддерживается в надлежащем состоянии.

В том же 54-ом году по проекту Пустыгина был открыт памятник Горькому, чья жизнь и деятельность не раз пересекалась с Орехово-Зуево, его фабрикантами, революционерами и писателями.

В 1957 году, в день 120-летия со дня смерти А. С. Пушкина, был открыт памятник поэту. Он установлен на площади, тоже названной в честь Александра Сергеевича. И вновь творческая работа Николая Пустыгина показала многогранность его таланта как скульптора. Ведь, кроме известного памятника на площади Пушкина, Николай Павлович также стал автором бюста, установленного в округе, в деревне Плотава.

Эти памятники – творческое наследие известного и талантливого скульптора Николая Павловича Пустыгина. Труд, который можно оценить по достоинству, просто прогуливаясь по городу. Хотите увидеть памятники, созданные скульптором Пустыгиным? Историко-этнографический проект «Этногород» недавно разработал новый экскурсионный маршрут «Говорящие памятники». Программа включает в себя в том числе знакомство с работами скульптора Пустыгина.

Увидеть воочию работы скульптора также можно во многих музеях, например, в Ногинском краеведческом музее, в Музее революции, в Бородинском музее, Государственном музее керамики в Кусково, в музее Н. Островского, в музее истории и реконструкции Москвы, в Московском областном музее краеведения. Разумеется, работы Н. Пустыгина имеются и в музее Дулёвского фарфорового завода – места, где и было создано большинство статуэток автора.

Особую атмосферу, созданную Н. Пустыгиным, отмечали даже после кончины скульптора. Ореховский художник Константин Иноземцев в 1984 году получил от Союза художников мастерскую, в которой раньше работал Николай Павлович. По словам К. Иноземцева, он тогда сразу же почувствовал особенную атмосферу, «намоленность» места и энергетику творчества. Всё это и сподвигло будущего известного художника всерьёз заняться живописью.

Вот такое оно – творческое наследие: выражается не только в керамике, но и в духе созидания.