Этноблог Екатерины Караваевой

Странные слова

Что такое "пупырух"?

Люблю я странные слова. Такие, над которыми голову поломать нужно, поковыряться, призадуматься. Исключительное счастье случайно нащупать тонкую нить и распутать большой клубок. Увлекает не столько результат, сколько сам процесс познания. Невероятно увлекательное занятие!

Думаю, друзья мои, вы и сами такие. Вы же читаете Этногород не просто так, правда?

На днях мне попалось новое незнакомое слово - «‎пупырух».

Возможно, вы его слышали. А может быть, даже читали о нем. Ведь за последние пару лет про это слово писали многие газеты. Я, к своему стыду или счастью, не слышала.

Не взирая на тот факт, что первым слово «‎пупырух» упоминал в книгах один из любимейших мною писателей - Николай Семёнович Лесков.

«Какая это была болезнь — научно не определено, но народно ее звали «пазуха», или «веред», или «жмыховой пупырух», или даже просто «пупырух» Может быть, это была сибирская язва, может быть, какая-нибудь другая язва, но только она была губительна и беспощадна, а самое распространенное название ей, опять повторяю, было «пупырух».

Из рассказа «Несмертельный Голован» (Николай Лесков)

В неизвестно каком году первой половины XIX в. было в Орловской губернии «моровое поветрие». Лесков пишет, что неизвестно, что это была за болезнь, которая появилась вначале у скота, а потом ею стали заболевать и люди.

Люди в те годы сторонились друг друга и только Голован каким-то чудом, не прячась на карантин, заходил в каждый дом, не боясь болезни. Подробнее рассказывать не будем, вдруг кто-то из вас захочет насладиться рассказом Николая Семёновича? А лучше продолжим рассуждения про «пупырух».

Подробное описание недуга, по словам самого Лескова, он взял из второй медицинской рукописи 1880 года, «Прохладный Вертоград», составленной В.М. Флоринским. Слово вертоград в этом названии означает «сад», «цветник» или «виноградник».


Василий Маркович, родившийся в 1834 году не так далеко от Орехово-Зуева - в Юрьевском уезде, Владимирской области, был врачом и исследователем.

В предисловии к изданию профессор обращает внимание читателей на то, что эта книга является переводом известного немецкого аптекарского лечебника Hortus Amoenus. Перевод осуществлен подьячим Андреем Никифоровым в 1672 году. В. М. Флоринский подчеркивает, что переводные книги того времени нельзя считать в чистом виде иностранными, потому что еще не было никакой подготовки для усвоения медицинских понятий и не существовало необходимой терминологии.

Лесков пишет, что болезнь, пришедшую на Орловскую землю, лечили по переписанному купцом Андросовым лечебнику и рецептам от моровой язвы.

Интересно, что книга дошла до наших дней и находится в зале № 20 постоянной экспозиции Исторического музея. Этот сборник был переведён на русский язык с польского Симеоном Полоцким, для дочери царя Алексея Михайловича царевны Софьи, и носит наименование: «Книга глаголемая Вертоград Прохладный, избранная от многих мудрецов о различных врачевских вещах ко здравию человекам пристоящих».

Существует несколько редакций «Прохладного Вертограда». С течением времени сборник подвергался изменениям. Те его части, которые казались устаревшими, отбрасывались, вносились более новые и актуальные, по мнению русского переписчика, лечебные сведения.

Книга содержит сведения о лечении болезней всеми доступными для того времени методами. Благодаря этому мы можем получить представление о медицине XVI–XVII вв.

По книге «Прохладный Вертоград» проходили обучение в первой русской школе лекарей, учреждённой царём Алексеем Михайловичем. Ученики этой школы, окончив её («уходя на свои харчи»), распространяли «Прохладный Вертоград» по Руси. До наших дней дошло около сотни экземпляров «Вертограда», большей частью рукописных. Эта книга стала одним из самых популярных медицинских сочинений, поскольку все сведения в ней систематизированы.

Большая часть «Вертограда» посвящена описанию целительных свойств различных растений, продуктов питания, минералов и других веществ. В ней также рассказывается об их применении в гигиенических и врачебных целях.

В этом лечебнике как раз и указаны слова, используемые после Лесковым в его рассказе:

«… на ветер не ходити, а сидети в избе теплой, топленой, и окон не открывати; курити полынем и можжевеловыми дровами, и листвием рутовым и дубовым; в баню и на беседы не ходити. А к больному как войти, тогда во рту держати дягилево корение, которое в уксусе лежало винном, и ноздри уксусом же помазывати».

А названия, к слову, придумывались в процессе переписчиками. Подбирались аналогичные слова на русском языке. До наших дней слова не дошли - были заменены профессиональными терминами. Но пупырух, благодаря творчеству Лескова, знаком многим. А в период карантина по короновирусу жители Орла вспоминали главного героя рассказа «Несмертельный Голован» частенько, покупая имбирь в тридорога и изолируя себя от окружающей, чтобы сохранить здоровье.

Даже о карантине тех времен можно прочесть у писателя:

«Никто ничего в этом понять не мог, точно в казенном указе, в котором писано и переписано, то туда, то сюда и «в дву потомуж». Применять же могли одни заключительные слова: «а где бывает мор, и в те места не надобе ходить, а отходити прочь».

Книги Лескова с детства в моем сердечке, хоть многое уже и не помню. А вы читали?
Почему бабушки просят пакеты на узел не завязывать?

Народная узелковая магия


Вы сталкивались когда-нибудь с тем, что бабушки, принося пакеты из магазина, всегда их разрывали, а не развязывали?

Связано это с традициями, о которых уже мало кто помнит. Речь сегодня пойдет об узелковой магии.

Сам по себе узел в традициях народов России – это знак остановки и прекращения чего-либо, наложения обета, прекращения действия неких сил, эдакой «печати», закрепления сказанного магического слова.

Давайте сперва погрузимся в традиции, а потом вернемся к бабушке и рынку.

Узлы в нашей с вами жизни начинаются прямо с зачатия, когда, используя заговоры, девушка завязывала узелок на поясе, подоле юбки или веревке, на исполнение желания.

Заговоры на зачатие часто делали на рыболовную сеть.

Тому есть несколько причин:

1. Сеть имеет огромное количество узлов
2. Злые силы не могут навредить объекту, если не знают его. А узнать количество узлов рыболовной сети представлялось невозможным. Значит, это идеальный предмет для обережно-заговорных целей.


Те же методы оставались и во время беременности. Потому что необходимо было защититься от дурного глаза, от колдуна и прочих опасностей.

Тряпицы или сетки, с завязанными на них узелками, опоясывали беременную женщину как можно ниже, чтобы защитить место пребывания младенца и родовые пути.

Дополнительной защитой выступа заговор. Например:

«Бабушка, Соломонидушка, Христова повиваленка, поможи мне, рабе Божьей (имярек), узелочки вязать, всякой немочи, недужности, путь заказать»

Источник - М. И. Романов. «РЕБЕНОК СЕВЕРНОЙ ДЕРЕВНИ»

Обязательно, после рождения ребенка, женщина берегла и свой рот, чтобы через него худое что не попало. Для этой цели она держала во рту концы завязанного узлами головного платка.

Определенным способом парились в бане, приглашая к этому процессу знахарку. Перед мытьем все узлы на одежде следовало развязать, нашептывая заговорные слова. Далее, после мытья, нужно было окатить себя живой водой – ключевой, с порога реки или специально приготовленной знахаркой. А после, одеваясь, вновь завязывать обережные узелки, приговаривая:

«Надеваю я, раба Божья,

Броню крепкую, булатную,

Броню огненную,

От всякой немочи, недужности,

От порчи, от сглаза,

От уроков, от озевов,3

От всякого злого лихого человека
»

Когда ребенок рождался, первый узел на его теле завязывала повитуха. Перерезание пуповины – это один из первых важнейших обрядов. Ребенка как-бы привязывали к роду земному, хоть он и считался долгое время принадлежащим другим силам.

Но узлы завязывали не только с добрыми намерениями.

С помощью узелковой магии насылали порчи на молодых, болезни на людей, неурожай и болезни на скот.

Например, если колдун желал семье зла, он делал закрутку или завязку – приходил на поле и связывал узлом колосья, произнося заговор.

Чтобы разрушить счастье молодоженов, наводили порчу, завязывая узлы на веревке церковного колокола. Не буду приводить схему заговора, дабы прыткие умельцы не пошли повторять. Но отмечу, что в старину родные молодых стояли у колоколов, дабы защитить веревки от завязывания в узел колдунами.

Также, обряд помощи в одевании невесты, дошедший до наших дней, сохранил в себе момент допуска к этому процессу только близких – мамы, лучшей подруги, сестер. Все потому, что если чужой человек со злым умыслом завяжет узел на одежде невесты, счастья ей не видать.

А теперь вернемся к бабушкам с пакетами с рынка. Логика, как вы понимаете, проста. Продавца вы не знаете. Его настроение и мысли вам тоже неизвестны. Один Бог знает, с каким настроением она продавала вам помидоры и вязала узел. Вдруг чего дурное случится.

Вот с этой целью все узлы на пакетах рвались.

А самые предусмотрительные бабули, во избежание горьких последствий, и вовсе не допускают момент завязывания узла, останавливая продавщицу на этом моменте. Так и говорят – не завязывайте, а сама все уберу.

Сталкивались с таким? Делитесь, что еще по узлы знаете?

Фильм о сильной женщине.

"Друг Горького — Андреева".

В Орехово-Зуеве Марию Федоровну Андрееву вспоминают прежде всего в контексте любовницы Саввы Тимофеевича Морозова. А если попробовать узнать о ней немного больше?


Содержание
1. Мария Федоровна Андреева — немного биографии.
2. Выдержки из личных писем Марии Федоровны Андреевой.
3. Фильм «Друг Горького — Андреева».
4. «Товарищ Феномен: Мария Андреева».

1. Мария Федоровна Андреева - немного биографии

Мария Федоровна Юрковская (Андреева), родилась 4 июля 1868 года в Санкт-Петербурге.

Отец, Федор Алексеевич Юрковский, происходил из дворян Харьковской губернии. Когда ему исполнилось пять лет, его вместе с братом Виктором увезли в Санкт-Петербург. За заслуги и подвиги деда-офицера детей приняли в приют для офицерских детей в бывшем Царском Селе.

Мать, актриса Александринского театра Мария Павловна Лелева (по сцене), родилась в Риге.

«Дед мой был, как говорят, талантливым скульптором, происходил из остзейских дворян, но женился на крестьянке-эстонке, необыкновенно красивой девушке, за что был лишен всех материальных благ родителями своими и должен был зарабатывать хлеб 12 для жены и многочисленных детей тем, что делал могильные памятники» - из воспоминаний М.Ф. Андреевой.


Когда матери Марии было всего четыре года, её взяла к себе на воспитание сестра дедушки Марии, Амалия Ивановна, бывшая замужем за крупным биржевиком Карлом Ивановичем Шмелингом и жившая в Петербурге. Аккуратные немцы, хотя и обладавшие хорошими средствами, они скромно жили на Васильевском острове в небольшой, но красиво и уютно обставленной квартире. Должно быть, мужу бабушки мешало присутствие ребенка в небольшой сравнительно квартире, и мать пятилетней крошкой отдали на воспитание в балетное театральное училище.

Отец Марии, бросив морскую службу, пришел к решению стать актером и, начав учиться у Читау, очень неглупой и довольно интеллигентной женщины театральному искусству, выступал в Кронштадте под ее руководством.

«То, что отец, увидев блестящую красавицу, влюбился в мою мать на всю жизнь пламенно и верно, — не удивительно. Но что мать моя, окруженная поклонением самой блестящей молодежи Петербурга, воспитанная бабушкой в таких взглядах, что надо выйти замуж за богатого и прочно устроенного человека, влюбилась в моего отца, человека без всяких средств и совсем неустроенного, — можно объяснить только очень хорошими и прочными свойствами ее душевного склада» - из воспоминаний М. Андреевой.

Бабушка Андреевой - мама Марии Павловны - даже увезла девушку в Германию, окольными путями выпросив денег у мужа. Но Мария Павловна Германию не любила и через полтора месяца вернулась домой.

Родные отца тоже не были в восторге от выбора невесты. Ведь быть актрисой в те времена считалось делом не надежным, мягко говоря. Но ка бы то ни было, молодые поженились и поселились отдельно. Но Мария Павловна была прекрасной актрисой, а вот хозяйкой она не была совсем.

В скором времени молодым пришли на помощь мама Марии Павловны, Амалия Ивановна. В это же время расходится с мужем и приезжает в Петербург ее сестра, Юлия Ивановна, которую все дружно звали тетя Юля. Быт и хозяйство были спасены.

У Марии Федоровны было три младших сестры и младший брат. Отец был строг, заставлял рано просыпаться, сами одевались, чистили ваксой себе обувь.

Эксперименты отца по воспитанию детей первой на себя принимала маленькая Мария - кареглазая красивая девочка, обращавшая на себя внимание прохожих даже в маленьком возрасте. Папа боролся с этим просто - платья на Марию должны были одевать самые простые, даже некрасивые. Даже перламутровые пуговицы нужно было заменить на костяные. простые варианты.

Вьющиеся рыжевато-каштановые волосы стриглись почти под ноль. Девочку запрещалось пить чай, есть конфеты и картофель. Обращаться к прислуге можно было исключительно на «Вы».

Но папа был сильно занятой человек, постоянно находившийся в театре. С его уходом на работу все запретное Марии тут же удавалось получить с помощью мамы, бабушки и родной тети Юли. В четыре с половиной года Мария научилась читать, чем несказанно обрадовала отца.

Рано окончив гимназию, она поступила в драматическую школу и в 1886 г. впервые с успехом выступила в Казани, в антрепризе Медведева.


Первый муж Марии Андреевны был старше ее на 18 лет. Свадьба состоялась в 1888 году. Действительный статский советник Андрей Алексеевич Желябужский, инспектор Московско-Курской и Муромской железных дорог, главный контролёр Московского железнодорожного узла, член Общества искусства и литературы, член правления Российского театрального общества.

Вместе с мужем, страстным поклонником театрального искусства, она уехала из Петербурга в Тифлис, к месту его новой работы, вступила там в Артистическое общество и с увлечением играла на любительской сцене. Всего Мария Фёдоровна провела в Тифлисе пять лет и там по имени мужа взяла себе сценический псевдоним Андреева

В браке с Желябужским родилось двое детей - сын Юрий 1888 г.р. и дочь Екатерина 1894 г.р.

Брак не был крепким. Сперва загулял муж. После и Мария Федоровна увлеклась репетитором сына, Дмитрием Лукьяновым. Потом был роман с Саввой Тимофеевичем Морозовым. А после большая любовь и дружба с Максимом Горьким.

Вы можете на скорую руку осудить Марию Федоровну? Постойте, попробуйте немного больше узнать о ней, прочитав письма и посмотрев фильмы. Обещаю, вы получите пищу для размышлений. Ведь истина где-то посередине.

Луначарская-Розенталь назвала Марию Андрееву «женщиной большой судьбы». Любопытный фрагмент из ее воспоминаний о Андреевой, прекрасно иллюстрирующий человеческую зависть в сторону Марии Федоровны, мне хотелось бы показать вам:

«Коллежский регистратор» [фильм] с участием Москвина, поставленный сыном Андреевой, Ю. А. Желябужским, тоже был очень хорошо принят в Германии.

Кстати, вспоминается один забавный и в то же время характерный случай. Клеветники не оставляли в покое Марию Федоровну. У одних моих знакомых некая киноактриса сказала мне посмеиваясь: «Вы, кажется, хорошо знакомы с Андреевой? Вы слышали — у нее роман с режиссером Желябужским?» — «Что за вздор!» — возмутилась я. «Нет, не вздор! Я сидела как раз за ними на одном просмотре в кино, они ворковали как голубки, и я сама отлично слышала, что Андреева обращалась к Желябужскому на “ты”». «А как же Марии Федоровне прикажете обращаться к Желябужскому? Ведь он — ее сын!!» «Вот уж этому никто не поверит: он выглядит лет на пятнадцать старше!» Я рассказала Марии Федоровне об этом инциденте; она пожала плечами: «Обо мне всегда сплетничали; я приучила себя не реагировать на сплетни»
.

М. Андреева с сыном и М. Горьким
Горький, Андреева, Репин

2. Выдержки из личных писем Марии Федоровны Андреевой

Для лучшего понимания и раскрытия личности всегда хочется поговорить с человеком, узнать его мысли, мнения, детали событий. Ведь исследователи, какими бы замечательными они не были, проецируют свой опыт на чужую жизнь, оценивая чужие поступки через призму своих ошибок и ценностей.

Нам с вами помогут письма Марии Федоровны Андреевой, из которых, на мой взгляд, открывается подчас иная карина, отличная от общепринятых мнений.

Не считаю нужным что-то комментировать, так как каждый сам увидит очевидные моменты.

-----

ИЗ ПИСЬМА М. Ф. АНДРЕЕВОЙ К Е. Ф. КРИТ
14 апреля 1905, Ялта


Чуть было я не попала на самую пасху домой, моя Каточка, но вот осталась пока что здесь. Константин Петрович расскажет тебе все мои треволнения, не хочется все это опять расписывать.

Ничего! Как-нибудь справимся со всем, детка моя, и не такие горшки об мою многотерпеливую голову расколачивались. А сейчас такое время, что нет, кажется, дома, семьи, человека, у которого не было бы большого горя, большой беды на душе. Интересное, жгучее, жуткое время! И отражается оно на всем, на всяком, а на таком необыкновенном человеке, как Алеша, втрое больше, чем на всех, а с ним вместе, конечно, и на мне. Вон ведь какой дуб с корнем выворачивать начинает — Савву Тимофеевича. До чего жаль его, и как чертовски досадно за полное бессилие помочь ему: сунься только — ему повредишь, и тебя оплюют и грязью обольют без всякой пользы для него. Хотя еще подумаем, может быть, что-нибудь и придумаем.

-----

К. С. СТАНИСЛАВСКИЙ — М. Ф. АНДРЕЕВОЙ
19 мая 1905, Москва


Многоуважаемая Мария Федоровна!

Это письмо запоздало по моей вине. Меня оправдывают события последних дней.

Смерть милого Саввы Тимофеевича и гибель эскадры довели мои нервы до последнего напряжения. Только сегодня я пришел в себя и могу исполнить поручение Правления.

Согласитесь ли Вы с такой постановкой вопроса.

1) Ваша служба в театре начинается с момента окончания годичного отпуска, т. е. с 15 июня 1905 года.

2) Возвращаясь в труппу, Вы принимаете тот оклад, который назначался Вам в момент Вашего ухода в отпуск, т. е. 3600 р. жалованья, плюс 300 р. причитавшейся Вам прибавки. Итого 3900 р. в год.

3) Начало репетиций, как всегда, около 1 августа; к этому времени мы будем ждать Вас.

-----

М. Ф. АНДРЕЕВА — К. С. СТАНИСЛАВСКОМУ
29 мая 1905, Куоккала


Я очень простудилась в Москве, очень устала, все вышло так нелепо: ведь я ездила, чтобы быть на похоронах Саввы Тимофеевича, оказалось, что они много позднее, поездка моя вышла ни к чему, а нервы издергались очень. Приехала домой и расхворалась — простите, что не написала Вам тотчас же, как обещала, когда мы с Вами виделись, надеюсь, что это не причинит Вам неудобств, Константин Сергеевич, так как на словах я на все вопросы Вашего письма уже ответила.

Если не случится никакой катастрофы со мной или моей семьей, я служу с 15 июня в Художественном театре.
О жалованье считаю лишним говорить с Художественным театром.
К началу репетиций первого августа приеду.

-----
С. Т. Морозов застрелился 13 мая 1905 г. в Каннах, во Франции. Похороны состоялись в Москве 29 мая на Рогожском кладбище. Среди многочисленных венков были: от Общества помощи политическим ссыльным и заключенным, от Станиславского, Немировича-Данченко, от Горького: «Максим Горький — дорогому другу», от Андреевой: «С глубокой скорбью Мария Андреева» (Архив А. М. Горького).

-----

М. Ф. АНДРЕЕВА — П. Н. МАЛЯНТОВИЧУ
5 июля 1906, Адирондак


Многоуважаемый Павел Николаевич!

Покорнейше прошу Вас выдать полученные по страховому полису покойного Саввы Тимофеевича Морозова сто тысяч рублей Леониду Борисовичу Красину.

-----
ИЗ ПИСЬМА М. Ф. АНДРЕЕВОЙ К Е. Ф. КРИТ
Конец июня – июль 1906, Адирондак

Очень я рада, что процесс выигран, но, увы, предвижу лично для себя много пакостей по этому случаю, ну да не стоит об этом прежде времени говорить, но вспоминается мне и о 3 миллионах, украденных мною у С. Т., по словам «с позволения сказать газет». Поживем — увидим.
-----
Здесь нужно сделать отступления. Процесс, о котором пишет Мария Федоровна - это дело о страховом полисе, выданном ей Саввой Тимофеевичем Морозовым.
-----
О том, как было воспринято известие об успешном окончании дела по полису С. Т. Морозова, завещанному М. Ф., рассказывает Н. Е. Буренин: «Как-то в воскресенье — день, когда хозяева сами себе прислуживают, а прислуга гуляет, — мы сидели всей компанией в любимой нашей гостиной. Почта принесла радостные известия от Л. Б. Красина о том, что выиграно крупное денежное партийное дело. Чуткая Престония Ивановна сразу заметила, что у нас случилось что-то радостное, стала поздравлять своих русских детей — “mes enfants russos”, как она нас называла, — и готова была затанцевать от радости за нас. Я сел к роялю и заиграл веселый кекуок. Заволжский очень талантливо начал подражать негритянским танцам, к нему присоединились мисс Грэвс и Гарриет Брукс, и, начав свой танец в доме, они под общий смех выбежали в залитый ярким солнцем сад. В саду к нам присоединился молодой парень-садовник, они подхватили горничную, негритянку-кухарку, те потащили за собой Престонию Ивановну, захватили самого Горького и Марию Федоровну, которая увлекла за собой Ивана Ивановича (так называли Джона Мартина. — Ред.), и так, целым хороводом, плясали какой-то неизвестный танец: мы — на русский лад, американцы — по-своему» (Н. Е. Буренин, Поездка А. М. Горького в Америку, сб. «М. Горький в воспоминаниях современников», М., 1955, стр. 238).
-----
Буренин Николай Евгеньевич - участник революционного движения в Российской империи, член РСДРП с 1904 года, соратник Л. Б. Красина, специалист по нелегальным операциям, член «боевой технической группы большевиков». Профессиональный музыкант, аккомпанировавший пению Ф. И. Шаляпина, и коллекционер нот. К нему в своих письмах обращалась Мария Федоровна.

«вспоминается мне и о 3 миллионах, украденных мною у С. Т., по словам «с позволения сказать газет». — Андреева напоминает о кампании лжи и клеветы, поднятой против нее реакционной прессой после поражения Декабрьского вооруженного восстания. Л. Андреев писал в январе 1906 г. Горькому:

«… Прочел в газетах эту гнусную вещь о Савве [Морозове], его деньгах, смерти и о тебе с Марией Федоровной… а в общем отвратительно. Мне особенно больно за Марию Федоровну. Распространяться не буду. Поцелуй ей от меня руку» (Архив А. М. Горького).

-----

Простите за столь длинные фрагменты переписки. Но она будет не полной, если не опубликовать письма Марии Федоровну к Буренину. Не буду выделять фрагменты. Там есть на что обратить внимание.
-----
17 августа, 1938

Дорогой друг Евгеньич! Вы правы в том, что писать воспоминания в хронологическом порядке вещь не только трудная и мешающая автору, но и недоступная без помощников-секретарей, без такой помощи хронологии не соблюдешь! Это я отлично знаю по себе. Уверена, что, и отвечая Вам, буду перескакивать из одного периода жизни своей в другой.

А знаете, впервые, читая Вашу первую главу большой книги, я убедилась, что, зная хорошо меня лично, Вы — старый друг и один из самых близких мне людей — почти ничего не знаете о моей жизни, даже за время нашей жизни с Алексеем Максимовичем, а уж тем паче представления не имеете о том, как мы познакомились, когда и как соединили наши жизни и какие бури, в чем они заключались, омрачали роды моей жизни с ним. Ваши вопросы на полях и то, что Вы пишете обо мне, показывает, что мы ни разу не говорили с Вами, должно быть, [о том], как и когда я стала революционером и большевичкой?

Милый мой! Еще в 1896 году я перестала быть женой Андрея Алексеевича Желябужского, причина нашего разрыва была на его стороне. Я сказала ему, что соглашаюсь жить с ним в одном доме как мать своих детей и хозяйка — ради детей. Тогда я была убеждена, что, сильно ушибленная своей замужней жизнью, я так и останусь только матерью Юры и Кати, — не забудьте, что у меня еще был приемный сын Женя — после смерти сестры Нади. Но я сказала Андрею Алексеевичу, что если встречу и полюблю кого-нибудь — ему первому скажу об этом. Об этом знали мои родные и догадывалось большинство знакомых: шила в мешке не утаишь.

Я тогда уже сыграла в Обществе искусства и литературы, в спектаклях Станиславского, ряд больших ролей. Меня знала культурная московская театральная публика как Юдифь в «Уриэле Акосте», Раутенделейн в «Потонувшем колоколе», и я уже становилась известностью, любимицей публики.

Уже тогда Андрей Алексеевич […], очень порядочный человек, был на втором плане и мое внешнее положение жены тайного советника играло куда меньшую роль, чем мой успех на сцене и отношение так называемого общества ко мне.

В 1897 году, если не ошибаюсь, в помощь гувернантке-француженке к Юрию, тогда еще маленькому мальчику, был приглашен студент Моск. университета Дмитрий Иванович Лукьянов. Вот этот-то Дмитрий Иванович (очень внешне неказистый парень, но неглупый), член землячества студентов-ставропольцев, и познакомил меня спустя несколько месяцев жизни у нас в доме со своими товарищами по землячеству. Для меня это все были очень необыкновенные по сравнению с обычными знакомыми люди, очень интересные. Они бывали сперва у Лукьянова, потом стали бывать у меня за всякопросто, я узнала, что они образовали кружок марксистов и читают вместе, разбирая и изучая «Капитал» Маркса. Я стала бывать в этом кружке. Жили они общежитием на бывшей Знаменке, ныне улице Фрунзе; по странной случайности этот флигелек до сих пор сохранился. Изучили мы два тома, до третьего я тогда не дошла, переводили с немецкого, читали по гектографским листкам. Вот эти-то ставропольцы и были моими чрезвычайно усердными и, как я теперь вижу, очень полезными мне «просветителями».

Когда в октябре 1898 года организовался и открылся Художественно-общедоступный театр, я в него вошла горячим марксистом и убежденнейшим приверженцем рабочего класса — творца всех ценностей мира.

С «дядей Мишей» [М. А. Михайловым] я познакомилась приблизительно тогда же, если не раньше, ведь он тогда тоже был студентом, вращался в тех же кружках, но уже был членом РСДРП. Неплохой организатор, он сразу учуял во мне большие возможности и очень умело и ловко направлял их куда и как было нужно для партии.

В театре я сразу заняла первое место, несмотря на то, что Немирович-Данченко всюду выдвигал на первые роли своих учениц — Роксанову, Книппер, Савицкую и других. Константин же Сергеевич всегда больше думал о пьесе, об ансамбле, о спектакле, а не об отдельных актрисах или актерах. Но меня любила публика, особенно молодежь и студенчество.

С 1899 года в нашем театре стал принимать близкое участие Савва Тимофеевич Морозов, мы с ним вскоре очень подружились, он часто бывал у меня и через меня познакомился с моими друзьями марксистами, с «дядей Мишей» и многими другими, бывавшими у меня.

… Через «дядю Мишу» я была тогда уж связана с московскими партийцами, но мое участие якобы строго было законспирировано, хотя народу всякого, самого подозрительного, ходило ко мне великое множество, и, как это ни странно, все это как-то сходило с рук.

Особенно кипятилась и горячилась я во время неоднократных студенческих выступлений, репрессий против них, и уж тут никакой конспирации не соблюдала — дура была. Понять невозможно, как мне не причиняли никаких неприятностей! Должно быть, помогало негласное участие С. Т. Морозова и его забота обо мне и то, что несмотря на все репрессии, в то время еще считались с мнением и отношением широкой публики.

Ввел меня в партийную работу и окончательно прикрепил к большевикам тов. «Игнат» — П. А. Красиков, и доныне благополучно здравствующий и работающий во главе Верховного суда. Вы к нему можете написать и просить его рассказать Вам обо мне. Было это в 1901 – 1902 гг., я не была тогда еще членом партии, но уже твердо приняла ленинскую платформу, с которой ни разу не сходила. Если до 1902 года я помогала многим, то с этого времени все мои усилия были твердо направлены в сторону большевиков, причем «Игнат» сыграл в этом большую роль. Не забывайте, что и «дядя Миша» был большевиком, это от него я узнала о бакинской типографии, через него посылала средства Красину, о котором знала тоже через «дядю Мишу». После провала бакинской типографии, опасности ареста Красина — через меня «дядя Миша» устроил Красина к Морозову на фабрику в Орехово-Зуево директором электрической станции; при этом я и познакомилась с Леонидом Борисовичем…

… Теперь, чтобы, не откладывая, покончить с этим, разрешите мне объяснить Вам точно и подробно историю того события, о котором Вы не раз упоминаете, называя его «партийным делом» или «наследством», — я говорю о страховом полисе на 100 000 рублей.

Верно, что С. Т. Морозов считал меня «нелепой бессребреницей» и нередко высказывал опасение, что с моей любовью все отдавать я умру когда-нибудь под забором нищей, что обдерут меня как липку «и чужие и родные». Вот поэтому-то, будучи уверен в том, что его не минует семейный недуг — психическое расстройство, — он и застраховал свою жизнь в 100 000 р. на предъявителя, отдав полис мне.

Я предупреждала его, что деньги себе я не возьму, а отдам, на это он ответил мне, что ему так легче, с деньгами же пусть я делаю что хочу — он «этого не увидит». Никаких завещаний, само собой разумеется, он не делал, но, когда он умер, мне хотелось, чтобы люди думали о нем как можно лучше, так же думал и Алекс. Макс, прекрасно знавший всю историю полиса.

Когда Савва Тимофеевич, несомненно в припадке недуга, застрелился и Красину удалось все-таки получить по полису деньги, я распорядилась: 60 000 р. отдать в ЦК нашей фракции большевиков, а 40 000 распределить между многочисленными стипендиатами С. Т., оставшимися сразу без всякой помощи, так как вдова Морозова сразу прекратила выдачу каких-либо стипендий. Сколько-то еще из этих денег ушло на расходы по процессу. Ведал всеми этими операциями — Красин…

Ваша М. А.
-----
Вот теперь, прочитав выдержки из писем, принадлежавших Марии Федоровне, посмотрите два варианта фильма о ней.

Дом ученых

3. Первый фильм времен СССР, 1966 года выпуска, режиссера Семёна Арановича.

«Друг Горького — Андреева»

Посмотреть

4. И второй фильм более современный - «Товарищ Феномен: Мария Андреева»

Небольшое послесловие

Конечно, невозможно узнать и понять человека вот так, прочитав о нем. Пусть даже его личные письма и воспоминания. Мне кажется, даже по столь короткой переписке видно, как мы, люди, можем заблуждаться, пытаясь разобраться в чужой судьбе, осуждая и критикуя.

Но одно несомненно - Мария Федоровна Андреева абсолютно точно была личностью яркой, сильной и незаурядной.

А еще поражает разница в стиле подачи информации в 60-е года и сейчас. Вам не кажется, что появилась некая агрессивность в наших журналистах?

Обсудим в социальных сетях?

Как использовали пасхальные яйца

Пасха для русских людей была и остается самым светлым и прекрасным праздником. Традиционным пасхальным угощениям присваивались качества, не очень сопоставимые с канонами православия.

Так, к примеру, пасхальные яйца использовали не только в еде.

После освящения красное яичко клали в красный угол, к иконам, "на божницу".

Считалось, что так в дом придет счастье, а молния не нанесет жилью урон. Бытовало убеждение, что "красный петух", как называли в народе пожар, тоже обойдёт такой дом стороной.

Для обеспечения хорошего урожая красное яйцо закапывали в поле, где высажены озимые.

Для сохранения красоты девушки клали красное яйцо в воду для умывания. Яйца подкладывали курам-наседкам, чтобы было больше птенцов.

Выгоняя первый раз весной скот на пастбище, брали с собой освященные яйца. Конечно же, тоже для плодородия.

Если же в пасхальные дни человеку случалось уйти в мир иной, то даже в гроб ему непременно клали пасхальное яичко. Говорили, что придя на тот свет, человеку будет легче. Вариаций на тему было несколько. Пасхальным яйцом можно было угостить того, кто его там встретит. Или же яйцо помогало умершему переродиться.

Скорлупу от съеденных яиц не выбрасывали. Её или закапывали возле дома, или давали скоту, или удобряли посевы. Цель, как вы понимаете, все та же - повышение благосостояния, по причине убежденности в чудодейственной силе освященного угощения.

Наверняка знаю, что многое из перечисленного сохранилось по сей день. Про погребение не слышала, а вот про подкорм домашнего скота и урожая рассказы доходили.

В ваших семьях было что-то подобное? Может быть, по сей день сохранились какие-то традиции? Делитесь!

А мы уточняем, что православие подобных традиций не принимает, так как каноническая сила веры в другом.

Всем любви и прекрасных весенних дней. Всех верующих со Светлым Христовым Воскресением!

Старинные рецепты: тесто, рецепты блинов и пирогов русские рецепты блюд


1. Общие рекомендации по приготовлению теста

Каждой хозяйке, для отличного результата, необходимо знать следующее:

а) мука должна быть сухая и хорошего сорта
б) дрожжи свежие
в) тесто хорошо взбито руками или большой ложкой
г) желтки в тесто вбиваются отдельно от белков и хорошо растираются предварительно, до белого цвета.
д) печь хорошо прогрета до нужного жара

В принципе общее время приготовления пирога - не более одного часа. Если предполагаются украшения буквами именинника, то они создаются из жгутов того же теста и выпекаются вместе с пирогами.

Чтобы пирог легко вынуть из формы, нужно его накрыть подушкой и опрокинуть на нее (не забывайте, мы используем советы конца 19 века). Далее, с обратной стороны приставляете поднос и опрокидываете на него пирог. При этом отмечается, что делать это лучше вдвоем, а перевернутый пирог «наверное останется целехоньким».

После этого пирог нужно прикрыть легкой подушкой или сложенной в несколько раз скатертью, всего лишь на 5 минут - не дольше. Исключение составляют пироги, украшенные сливами, яблоками, вишнями, сливами и проч.

Перед тем, как выпекать пирог, его следует смазать со всех сторон яичными желтками с помощью гусиного пера или руки.

К каждому пирогу хорошо подавать бульон.

Необычный совет от повара тех лет:

Хорошій поваръ совѣтовалъ мнѣ не снимать пѣны съ супу , доказываютъ даже, что такъ здоровѣе и вкуснѣе , но я не придерживаюсь этого ; по моему—это противно.

2. Общие рекомендации по приготовлению начинки к пирогам

Если вы готовите пироги с начинкой, непременно остудите ее до комнатных температур, только потом пускайте в работу. Если пренебречь этим правилом, может произойти закал в тесте. Также закал в тесте происходит от большого количества масла, соуса, жидкости, грибного отвара.

Закал — это уплотненная беспористая полоса мякиша, которая обычно располагается у нижней корки (иногда возникает и кольцевой закал).

Капусту, как и яйца, лучше приготовить для начинки с вечера. Но добавлять яйца в капусту необходимо за 5 минут до начала приготовления.

3. Старинные рецепты теста

3.1 Для разного теста:
Количество молока к тесту точно определить нельзя, так как это зависит от сухости муки. Тесто должно быть густым, но не твердым. Учитывайте и то, какое количество топленого масла и желтков вы вольете в тесто после.

Сперва просеять муку, влить разведенные в теплом молоке дрожжи, после добавить оставшееся подсоленное молоко. Когда тесто поднимется, тогда уже добавить желтки, масло и прочие ингредиенты. Когда тесто еще раз хорошо поднимется, только после этого его разделывают.

3.2 Сладковатое тесто на дрожжах

3 фунта муки (1 фунт - 400гр; 3*400=1200 гр)

4 с половиной лота свежих дрожжей (1 лот - 12, 8 г; 4.5*12.8=57,6 грамм)

Молока до загустения, как писали выше.

Перемешать, поставить в теплое место. После подъема добавить полфунта топленого или свежего масла (200 гр) и гоголь-моголь из 8 желтков.

Это тесто используется для любых пирогов, кроме пирогов с салом.

3.3 Тесто более обыкновенное

2 фунта муки (2*400 гр)

2 лота дрожжей (2*12,8 гр)

Масло - кусок

Из этого рецепта делают необычные пироги под названием „Speck-kuchen":

тесто раскатать, посыпать тонким слоем копченого сала обсыпанного перцем. Свернуть тесто «на длинный струцель», помазать яйцом и поставить в печку.

Забавное замечание автора об этих пирогах:

Подавать холоднымъ къ чаю или завтраку послѣ водочки. Кладутъ въ сало и изюмъ. У! приторно.


3.4 Тесто без дрожжей

1,5 стакана топленого масла размешать с 1 стаканом муки, долить туда же половину стакана теплого молока и вымешивать долго, досыпая муку по мере необходимости.

Это тесто годится для многих пирогов, а особенно для пирогов с салом или свиным боком. Пироги дополнительно обсыпают сухариками. Когда пироги зарумянятся, вынуть их из печи, обмазать топленым жиром и вновь поставить в духовку. Подавать как горячими, так и холодными.


3.5 Сладкое тесто и рецепт пирожков Бебе
1 фунт (400 гр) сливочного масла мешать ложкой до тех пор, пока не получит вид сметаны. Всыпать 1 фунт (400 гр) просеянного сахару, 1 фунт (400 гр) просеянной муки. Месить непременно долго. Добавить 4 желтка и половину фунта тертого миндаля (200 гр). Тонко раскатанное тесто положить в противень, выстеленный бумагой, обложить густым яблочным вареньем и поставить не надолго в печь. После остывания порезать его на полоски.

Из оставшегося теста сделать тарелочки с высокими бордюрами и испечь их. Заполнить их вишневым вареньем.

Вот такие пирожки и назывались Бебе (на французском bebé)

4. Старинный рецепт теста для блинов
Тесто для блинов можно приготовить двумя способами.

Первый вариант - рецепт блинного теста с вечера.

1 лот дрожжей (12,8 гр) брать на один фунт муки (400 гр).

Второй вариант - утреннее блинное тесто. В этом случае брать 2 лота дрожжей (12,8 гр) на один фунт муки (400 гр).

2 фунта крупчатки (2*400 гр) и 2 фунта гречневой муки (2*400 гр) смешать с квартою теплого молока (946,353 мл), 8 лотами дрожжей (12,8 гр*8), посолить и поставить в теплое место.

Через пять часов залить кипящим молоком. Мешать, пока остынет. Затем влить 8 желтков. Подождать 30 минут и можно жарить блины. А можно ждать до вечера. Эта порция большая, примерно на 10 человек.

Если же нежданно гости пришли, то в тесто можно добавить 8 белков, взбитых в пену. Жарить блины на топленом масле, не жалея его.

К блинам подать семгу, икру, лосось, миноги, свежую сметану. А после блинов бульон.

5. Старинные рецепты пирогов с мясом

5.1 Пирог с мясом
Взять 3 фунта (3*400гр) хорошего свежего и мягкого мяса. Обдать кипящим уксусом с кореньями. Долго в уксусе не держать, а сразу вынуть из него. В кастрюлю положить 1/4 фунта румяного масла (100 гр), прибавить мелко порезанные 1 луковицу, 1 морковку, 2 петрушку свежую, кусочек сельдерея, порей. Мясо тушить до готовности. Воду добавлять не стоит, ее должно быть мало. Можно добавить немного домашнего бульона.

По готовности мясо вынуть, соус протереть сквозь сито. Мясо мелко порубить, удаляя жилы, добавить к соусу. Посолить и поперчить.

Готовую начинку положить в тесто и выпекать. Пирог печется открытым.

5.2 Старинный рецепт пирог с мясом и яйцами
Приготовить жаркое также, как в предыдущем рецепте, но без применения зелени. сварить вкрутую 10 яиц. 5 порубить в жаркое и перемешать.

5 яиц порубить отдельно.

На раскатанное тесто выложить часть мясной начинки, затем посыпать тонким слоем рубленных яиц. Снова выложить слой жаркого. У вас будет три тонких слоя для большого пирога.

Выпекать закрытым пирогом.

6. Старинная кулинарная книга
Что ж, мы с вами узнали старинные рецепты блинного теста и пирогов, старинные русские рецепты приготовления теста. Все это стало возможным благодаря книге, дошедшей до наших дней.

Старинная кулинарная книга под названием «Как приготовить разныя именинныя пироги, бульон, пирожки, как закуска к бульону и сладкие блины» 1892 года выпуска, доступна для скачивания в моем телеграм-канале.

Книга издана в типографии С. Оргельбранда, в Варшаве, под редакцией Ф. Плаховой. Более подробной информации о ней я не нашла.

Как из березы хлеб пекли?

Не верите? Я тоже не поверила сперва.

Но ведь это поваренная книга аж 1851 года. И не верить ей нет оснований.

Итак, привожу рецепт.

Молодую березу или бук очистить от коры, распилить на куски толщиной около 2 см. Щепки и опилки собрать в общую посудину. Все вместе истолочь как можно мельче, варить в обыкновенной воде несколько часов.

После получившуюся массу просушить на солнце или в печи, смолоть в мельнице, чтобы крупных фрагментов не осталось.

Далее к муке прибавляют что-либо клейкое. Например, взвар льняного семени, проскурняк (алтей лекарственный). Делают из массы плоские хлебцы и пекут в не сильно нагретой печи, пока сверху не почернеют.

После вновь измельчают, перемалывают в мельнице, просеивают, убирая крупные комочки.

Чем тоньше перемололи, тем лучше бывает древесная мука.

Не знаю, насколько он вкусен и может употребляться в пищу, но попробовать хочется.

Если отважусь, будут желающие на дегустацию?

Почему детей ругать нельзя?

"Не то ребенок, не то чурбачок"

Детей в семье охраняли особенно. Считалось, что любой злой дух может навредить маленькому человеку.

Священнослужителя можно было не в каждой деревне найти. Уж если кто совсем в глубинке живет - так на десятки километров нет их. А крестить-то надо, чтобы оберечь.

Для этого мама или бабушка проводила обряд крещения самостоятельно, с нехитрыми подручными материалами.

"У меня мама на шестке моих детей крестила. Вот это, на плиты-то таз теплой воды наладила, да "Окрестиля еси, миром помазался еси. Окупался еси, освятился еси, миром помазася еси. Мама крестила".
(Е.О. Никулина, 1903 г.р.)


Шесток - это всегда теплая полочка перед устьем печки. Туда таз и ставили.

В войну, когда не только батюшку, но и крестик найти невозможно, во время крещения делали бумажные крестики. С ними и ходили.

А что если не крестить?
Если дите некрещеное, да еще и оставить его одного пришлось, тот пиши-пропало.

Особенно боялись бани. Ба[Й]ник или банник не дремлет.

Банник - это строгий дух, живущий в бане. Он и пар нагнетет, и погадать поможет, и наказать при неуважительном обращении.

Пришла мама с ребенком мыться, да мыло позабыла. Оставила ребенка одного, убежала в дом. Пришла - ребенок на месте лежит, завернутый. Да только уж и не ребенок то вовсе, а чурбачок.

Забрал его банник, а вместо дитя полено подложил.

Растит мать такого ребенка и не предполагает, что это чурбачок. Только колдуны да знахари могут увидеть подмену. А остальные люди просто в недоумении.

Ребенок такой или становился сильно капризным, плакал без устали. Или кормишь его, кормишь, литр молока в день выпивает, а не растет. Все такой завернутый в пеленки малыш остается.

Вот, к примеру, из одного рассказа бабушки:

"Не знаю, как это. Легенда или что. Подошла и спрашивает - кто это у вас тут. В зыбке качают. Она взяла топор, раскрыла. А там чурка дров. Как эта чурка могла реветь и литр молока за раз выпивать - не знаю. Или уж обвёртыш такой есть. Я не знаю. Бог знает. В байне нельзя оставлять ребеночка одного, нельзя!"
(А.Е. Хорева)

Зыбка - это люлька или колыбель. Чтобы от ребенка еду отвратить, зыбку тоже оберегали.

Под зыбку клали веник, а внутрь, для обережных целей, могли положить нож, ножницы, соль, иконку, овес, засохшую пуповину. Если мать уходила, под зыбку она кидала часть своей одежды - пояс, рубаху, платок.

Банница
В некоторых местах был не только банник, но и банница. Женщина поле родов могла жить в бане несколько дней. Все это время с ней рядом находилась сестра, подруга или еще какая женщина.

Рассказывали случай, в котором фигурирует не мужской дух - банник, а женский - баенница.

Девушка отлучилась от роженицы по воду, а сама велела роженице ноги крестом сложить, чтобы как защита была от злых сил.

"Вот она ушла, вдруг глаза открываю - стоит женщина передо мною. Во лбу один большу-у-шшой глаз и грит: Женщина, скинь ногу! Скинь ногу!
Это штобы креста не было. Она бы к ней подошла, мооэт ей шоб и сделалось!
"
(А.И. Афоничева, 1914 г.р.)


И если баенник или банник был с двумя глазами, то баеннице один глаз приписывали.

Не ругай меня, мать!
Ребенка могли забрать и подменить духи, если мать на него ругалась. Потому в народе детей старались обласкать, не ругать за проказы и проделки. Не то домовой, леший или кикимора живо полено вместо ребенка подбросят.

Мог дворовой забрать.

"Нельзя ругать, никак. Не то обменят. Раньше-то были такие случае. Унесут ребенка, поставят, полено положат. Ребенок ревит день и ночь. Знахари-то были раньше хорошие. Цто ты, говорит, возишься с поленом-то? Там нету ребенку-то, ребенок отобран. Есть, были колдуны, что вернут ребенка."
(С.П. Другова, 1928 г.р.)


Как понимаем, жизнь народная простой не была. Но тем интереснее в обряды вникать.

Про беременность и роды говорили в предыдущей статье.

Почему по обычаям роженицу на Руси одну не оставляли

Беременность - таинство. И раньше никто с этим не спорил, и сейчас даже ученые мужи согласны с утверждением.

У каждой женщины все индивидуально. Никогда не знаешь, какая хворь может с ног повалить и маму, и ребенка.

Вот и в старинные времена к беременности и родам относились очень трепетно.

Считалось, что роженицу и ребенка нельзя одних оставлять на ночь. Пока женщина "пустая", на нее могут навалиться и попортить. Кто навалится - бабушки уже и не помнят. Но что беда неминуема - убеждены.

А я, готовя этнопрогулку по еврейским традициям, нашла информацию о том, что согласно Торе, не оставляют беременных без защиты или в одиночестве, потому как боятся люди прихода Лилит.

Кто такая Лилит?

Лилит - демон с длинными волосами, крыльями и женским лицом. Иногда встречается описание, что вместо ног у Лилит змеиные хвосты.

Согласно своду иудейский правил - Талмуду - Лилит приходит к одиноким мужчинам по ночам, если в доме они одни, и овладевает ими, используя их же воображение.

Сама она то выступает первой женой Адама, убежавшей от него по причине супружеских разногласий, то той самой демоницей, с кем у Адама была долгая связь после грехопадения и 130-летнего расставания с Евой. Об этом подробнее можно почитать в Алфавите Бен-Сиры или в Аггаде, входящей в Галаху.

Для справки:

«Алфавит Бен-Сиры» — литературный памятник еврейского народа; анонимный средневековый текст, чьё авторство приписывалось Бен-Сире, создателю «Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова».

Рельеф Берни («Царица ночи») согласно одной из версий — изображение Лилит; начало II тыс. до н. э. Британский музей. Фото из Википедии.

Аггада (или Хаггада, `повествование`), часть Устного Закона, не входящая в Галаху, то есть не имеющая характера религиозно-юридической регламентации. Аггада включает притчи, легенды, сентенции, проповеди, поэтические гимны народу Израиля и Святой земле, философско-теологические рассуждения и т. п.


А что с младенцами?
Хорошо, но при чем тут младенцы и беременные?

Дело в том, что Лилит считала себя таким же творением бога, как и Адам. Не желая ему подчиняться и произнеся тайное им бога Яхве, Лилит взмыла в воздух и улетела. Адам пожаловался Богу, Бог отправил погоню.

Три ангела - Сеной, Сансеной и Самангелоф - настигли Лилит, но вернуть к мужу не смогли. Лилит заверила их, что создана для того, чтобы губить младенцев. Но, спасая себя от неминуемой гибели, демоница обещала, что не тронет тех младенцев, у изголовья которых будут висеть записки или таблички с именами ангелов, настигших ее.

Есть также версия, что Лилит, не найдя ночью человеческих младенцев, вынуждена расправится со своими.

Существовало поверье, что смех ребенка во сне — признак того, что с ним играет Лилит.
Его следует щелкнуть по носу, чтобы прекратить наваждение.

Вы скажете - но это в иудействе, а при чем тут наши, славянские традиции?

И будете правы - традиции иудейские, но смешение и наслоение одних традиций с другими в России наиболее заметно.

Давайте обратимся к верованиям наших бабушек
В материалах Каргопольской экспедиции 1995 года зафиксированы интересные обычаи и традиции, рассказанные местными жительницами.

Вот некоторые из них:

Роженица первое время после родов находилась в опасности. Ее могут испортить, если она останется одна в доме или комнате, особенно в ночное время.


"Может, приснится. А может - намнет. Покажется что-нибудь, намнет сколько надо - и все. Бывает, что и до смерти задавит роженицу. [Кто?] Придет Бог его знает кто"
.

(А.И. Цебина, 1920 г.р. Хотеново)


Это общие варианты поведения. А есть "истории", рассказанные непосредственно из родильного дома. Были они или нет, и что стало им причиной - не узнать. Но в записях они имеются.

"Женщина родила в больнице, была в палате одна. И ей показался, что ейный муж в окне.
- Ой, Ваня, - говорит
И ей что-то сделалось, рот ее перекосило.
"
(А.Е. Хорина, Архангелово)

Да и к детям сходные поверья. Что за "Бог его знает кто" может испортить роженицу - нигде не уточнялось. Духи злые. А кто именно - нет информации. Учитывая корни веры православной, вполне может быть, что боялись они Лилит. Хотя, это лишь предположение без подкрепления.

Если у вас есть чем дополнить, милости прошу в комментарии.

И, по традиции, лайк и подписка - отличный стимул для новых статей. Репост - возможность найти новые темы для обсуждения с друзьями.

Колдовские истории на Руси

Она дала ему взаймы, но отказалась стать супругой. Таких историй много в любой стране, в любом историческом периоде.

Но не все заканчиваются так, как эта. Да и слава Богу.

Так вот, не глянулся ей добрый молодец. Да и недобрый он вовсе. Сердцем девушка, видимо, почуяла неладное.

Долг платежом - не про эту историю.
Девица несколько раз просила вернуть деньги, да все никак не выходило.
Парень жаден был и изворотлив. Отнекивался да отбрехивался.
А тут засуха настала. С неба ни капли. Посевы гибнут. Колодцы высыхают.
Вот парень-то и смекнул - отличный шанс, не упустить бы.
Пошёл да оклеветал девицу в колдовстве.
Разбираться никто не стал - хоть и дворянского роду-племени, отвечай за ворожбу да вертай взад все как было.

Девицу к реке привели, камень к ногам привязали. Порядки-то одни для всех.
Коли ведьма - не утонет. Тогда на суд поведут.
А коли утонет - то не ведьма, не виновная, значит. Оправдают да и схоронят честь по чести.
Девушке не повезло. Родители лишились единственной дочери.
Неудавшийся жених-пройдоха избавился от долга. И от остатков совести вместе с душой.

Это реальная история из колдовских дел Руси. В ту засуху половину села утопили.
Мужики бунтовать начали, что вовсе баб не останется, дети-сироты, мужики без хозяюшек.
Выживших «ведьм» заключили под стражу, после суда и вовсе оправдали. Но «невинных» было не вернуть.
___

Старые традиции частенько перечёркивались кровью, в попытке замены новыми.

Ведовство, знахарство, родовспоможение могли помочь по скорой лавочке отправиться огненным лифтом в преисподнюю.
Тысячелетние традиции травничества отправлялись туда же, унося с собой заветные тайны и глубинные познания.
И это за сотни лет до ненавистного многим «весь мир насилья мы разрушим до основания…», с другими людьми и под другими знамёнами.

Так сложилось, что народы России во все времена, при каждой смене политического курса, теряли не материальное благополучие, а часть своего культурного кода.

Жаль, что история циклична и в этих моментах тоже.

Кто такая птица Мымра в народных заговорах и при чем тут башни Кремля?

Мы с вами привыкли, что мымра - это нечто оскорбительное в адрес не очень красивых или чем-то разозливших женщин. Все же помнят знаменитую мымру из фильма "Служебный роман".

Оказывается, и этому слову в народной традиции отведено особое место. Для меня это стало откровением. Думаю, многие из моих читателей также будут удивлены историческим корням данного обзывательства.

Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. говорит нам, что речь идет об угрюмой, неприятной женщине или слово употребляется как порицающее или бранное.

Идем дальше.

Была такая загадка. Может, разгадает кто?

Птушка-мымра —

Ни хвоста, ни крылья,

На аршин от земли летает,

По четверти колосу глотает.

Загадка со смыслом. И смысл не однозначный.

А теперь переходим к этнографическим источникам и народным заговорам.

Так вот, в женских заговорах частенько употребляются высшие божества, заступницы, кто точно обережет женщину. Упоминается "Красная девица", "Марья-Маремьяна", Соломонида и Пресвятая Богородица.

Например, при родах использовали вот такой заговор:

Бабушка Соломонидушка,
Христова повиваленка,
Приди ко мне на великую помощь,
Приди ко мне на праведны дела,
Принеси твои золотые ключи,
Отвори твои мясные ворота.
Пособи родить рабе Божьей…
Одну душеньку спаси,
Другую на свет пусти.


И о Соломонидушке стоит поговорить отдельно - кто это и с кем ассоциировалась.

Ассоциации в принципе играли важную роль в традиционных обрядовых заговорах.

У каждого божества, по народному мнению, был свой тотем. Кто-то мог лисой обернуться, кто-то медведем.

Женские заступницы имели свои тотемы, названия которых периодически заменяли имена божеств в заговорах.

Белогривая кобыла, лебедь белая, белая береза или птица Мымра.

И олицетворяла птица Мымра женский орган. Вот аналогичная загадка с отгадкой, записанная в Пошехонском уезде, Ярославской области:

Птица мымра,
без ног, без крылья,
на аршин отъ земли летает,
по четверти зерна глотает.

(Женскій дѣтородный член)


Можно подумать, что и эта, и предыдущая загадка - не что иное, как не совсем приличное развлечение наших предков, озорство и баловство, о котором подробно писать не буду.

Но наша платформа серьезная и таких шуточек может не потерпеть. Потому у нас с вами все в рамках приличия.

Но тут я нахожу интересное высказывание доктора исторических наук, Вадима Леонидовича Егорова, в рамках цикла передач 2008 года из Государственного исторического музея. В 9 передаче он говорит следующее:

"На городских башнях укрепляли затейливые кованые флюгеры. К примеру, на Владимирской башне Китайгородской стены в Москве красовалась вот такая птица – «мымра»."
ТВЦ, "Православная энциклопедия", 07.06.2008, "Монгольское иго – зло или благо?"

Разве может та самая мымра, о которой речь в загадках идет, башни Кремля украсить? Очень сильно сомневаюсь. А видео найти не могу. Если найдутся помощники - буду премного благодарна!

Но изображение той самой птицы я все же нашла. Отгадок не прибавилось. Скорее, все запуталось окончательно.

Птица была создана в форме флюгера, который украшал Владимирскую башню стены Китай-города, в периоде XVI-XVII веков. На данный момент флюгер хранится в Государственном историческом музее. Если верно поняла, зал №15.

Выглядит птица вот так:

Мне одной она напоминает аиста? Или это игра воображения, за счет направленности мысли? Не знаю.

Но ведь доктора исторических наук, Вадим Леонидович Егоров, не просто так употребил такое название.

PS: уже поле написания статьи кое-что нашла дополнительно, но выложу уже отдельной статьей. Слишком путаницы много.

Продолжение

Птица Мымра и башни Кремля

Итак, в прошлый раз остановились на том, что во Владимирской башне Китайгородской стены был флюгер с изображением птицы Мымры.

А как мы теперь знаем, птица Мымра - это тотемическое перевоплощение женской богини, которой молились беременные и роженицы.

Я сказала в постскриптуме, что нашла еще информацию относительно флюгера и изображенной птицы. Так вот, об эм и пойдет речь.

Если не читали первую часть, пролистайте немного вверх.

Всем, читавшим первую часть, абсолютно очевидно, что птицу Мымру, в том виде, в котором ее задумал народ, никому в голову не придет размещать в виде украшения на стенах городских башен.

Напомню, как выглядел флюгер:

Но так сказал доктор исторических наук, не верить ему у меня оснований нет.

Однако, нашла научную статью "Символико-алегорические персонажи светского прикладного искусства XVII века", Ельковой Е.Ю.

Приведу выдержку из статьи:

"Пеликан - «Неясыть пустынная», «птица Неясыть с детьми» - почти всегда обращен вправо, к двум или трем птенцам. Абрис его фигуры образуют поднятые вверх крылья, зубчато-оперенная шея и целящий в грудь крючковатый клюв. Таким он предстает в деревянном рельефе напрестольной сени ярославской церкви Ильи Пророка и белокаменном - на воротах церкви Воскресения на Дебре в Костроме, оба 1657 г.; в изразцах Успенской нижегородской церкви на Ильинской горе и Благовещенского собора г. Юрьевца (конецXVII в.); таким же его представляют и кованый флюгер Владимирской башни Китай-города (ГИМ), и плоскорельефный литой оловянный стакан 1750-х гг. (ГИМ)."

И вот тут вопросец, конечно. Смешались в кучу кони, люди мымры, неясыти и пеликаны.

Пеликан выглядит вот так (знаю, что вы помните, но для чистоты эксперимента):

Неясыть пустынная (Strix hadorami) выделена в отдельный ряд сов рода неясытей лишь в 2015 году, из ранее описанного вида Strix butleri (Бледная неясыть). Как гласит Википедия, обитает в ряде стран Ближнего Востока.

Чудесно, но флюгер уже был в XVII веке.

Я, было, начала искать другие архитектурные изображения птиц, описанные в научной статье Ельковой Е.Ю., но тут на глаза попался еще один прелестный, по своей путанице материал. Представляю вам полную цитату, для полноты погружения.

Неясыть пустынная – Христос Бог, Спаситель мира: Уподобихся неясыти пустынней (Пс.101:6). В прямом значении слово «неясыть пустынная» называет птицу пеликана, который избегает близости с человеческим жильем и ищет уединения. По толкованию Максима, в этом стихе Господь Иисус Христос уподобляется пеликану, «ибо сие животное делает гнездо свое на утесах скал, боясь, чтобы кто-либо не истребил детей его». Когда змея не может добраться до гнезда с птенцами в отсутствие пеликана, она испускает свой яд и умерщвляет их. Возвратившийся пеликан, видя погибших птенцов, поднимается ввысь и, сильно ударяя крыльями в свои бока, испускает капли своей крови, которые, попадая на птенцов, возвращают их к жизни. В изъяснении толковника выстраивается образный ряд: пеликан есть Христос, птенцы – первозданные люди, гнездо – рай, змий – диавол, который через преслушание первозданных вдохнул в них яд греха, чем умертвил их, сделал тленными. «Христос, вознесшись на крест, через прободение в ребра источил живоносную свою кровь и таким образом оживил нас» (ЗТП. 135).
– образ боязни и страха: Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи. Бдех и бых яко птица, особящаяся на зде (Пс.101:7). По словам блаж. Феодорита, «пророк употребляет многие сравнения, желая вполне изобразить бедствия», каждая птица являет нам образ боязни (ФТП. 478).
Источник: Л.П. Клименко Словарь переносных, образных и символических употреблений слов в Псалтири

Так, друзья мои, а теперь ай нид хелп.

Неясыть пустынная - это сова? При чем тут тогда пеликан?

Ладно, в церковных книгах бывают сложные аллегории, невесть откуда взявшиеся. И без мудрого православного священника в таких сравнениях не разобраться.

Но флюгер-то мы глазами видим. На аиста еще похоже, да. А на пеликана?

Дело ясное, что дело темное. Птица Мымра до конца осталась неразгаданной. Ищем дальше.

PS: простите, но и на этом конца не будет. Нашла еще немного информации. Не отпускает меня птичья тема.

Левинсон, флюгер и неясыть. Разбираемся дальше.

Эта статья - продолжение. Начало смотрите выше. Боюсь загадывать, что данная статья станет финальной для темы птицы Мымры. Но я постараюсь.

Итак, меня заинтересовало, откуда в принципе флюгер птицы Мымры или Неясыти взялся в Государственном историческом музее?

Обо всем по порядку.

Левинсон

В 1932 году в Государственный исторический музей устроился на работу Николай Рудольфович Левинсон. Сперва он был научным сотрудником, а в последствии стал заведующим группы изделий из металла.

Николай Рудольфович активно пополняет коллекцию фондов музея, находя будущие экспонаты на блошиных рынках и везде, где даже в голову прийти не могло.

Так, при сносе Красных ворот, Левинсон приобрел медную фигуру трубящей Фамы. Он невероятно гордился своей находкой, которую на своих плечах принес в музей.

Обратите внимание на самый верх ворот.

Фигура трубящей Фамы (Славы) 1753-1758 Мастерская купца Петра Никитина Щекалетина. Москва.

Каким образом в принципе один человек мог такое утащить - я не представляю.

Интересующий нас с вами железный флюгер 1680 гг, с птицей Мымрой или Пеликаном, с Владимирской башни Китай-города, Левинсон получил случайно. Хотя, случайность ли это?

Когда Николай Рудольфович бродил возле Китай-города, разглядывая книги торговцев, он обратил внимание на ветхое состояние стен башни. Неподалеку он увидел упавший флюгер, который поспешил забрать в музей.

’’Особенно любопытны были флюгарки, установленные в 1680-х годах на башнях Китайгородской стены — Владимирской к Варварской, вместо грозных гербовых орлов Кремлевских башен здесь вращались на штырях фигуры долговязых длинноносых птиц, словно парящих над гроздьями фантастических цветков, плодов и птичьих головок с широко разверстыми клювами
Левинсон Н.Р. "Мастера художники Москвы XVII века" 1961 год

На сайте госкаталога я нашла описание флюгера:

Москва. 1680-е гг. Железо; ковка. В 1680-е гг. на башнях Китайгородской стены были установлены вращающиеся на штырях железные длинноносые птицы -" мымры" над гроздьями фантастических плодов и цветов. Позолоченные и раскрашенные флюгеры служили украшением города, являлись ярким образцом искусства столичных мастеров. Второй подобный флюгер был установлен на башне Варварских ворот и в настоящее время хранится в Музее-заповеднике "Коломенское" .
И всё - по мымрам пояснений больше нет. Переходим к следующему пункту.

Неясыть

Давайте вернемся к этим чудо-сравнениям неясыти и пеликана. Для примера возьмем прекрасную храмовую архитектуру.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в колокольне Рогожской общины расположена в Москве, на ул. Рогожский Поселок, 29, стр. 1.

Красивая. Величественная. Построена в 1912–1913 годах, по проекту архитектора Фёдора Горностаева, конечно же, после принятия закона 1905 года о веротерпимости.

На фасадах колокольни есть украшения из птиц. В интернете давно идут баталии на этот счет, что птицы скорее похожи на птицу-Гамаюн, Сирин и Алконоста.

Разногласиям способствовала книга 1917 года "По Москве . Прогулки по Москве и ее художественным и просветительным учреждениям".

Выдержка из книги:

"Представляя подобие старинных столпообразных храмов, колокольня украшена по фасаду рельефными изображениями сказочных райских птиц, Сирина, Алконоста и Гамаюна. В самом храме живопись выдержана в старом русском стиле».

Однако, мне удивительны такие слова в книге. Что знал автор, чего не знаем мы?

Ведь на колокольне четко все прописано.

Различные змеиные признаки еще больше вводят в заблуждения и путаницу. Я допускаю, что архитекторы или строители могли не обладать нужными знаниями, как выглядит тот или иной зооморфный персонаж. В результате получалось что получалось. Но ведь повтор шел в разных губерниях. Фантазия одинаково работала? Вот уж навряд ли.

Вместе с тем, я не призываю придумывать мистические сюжеты. Вероятнее всего, как в любых других загадках архитектуры, их тут просто нет. А все секреты кроются в нашей неосведомленности.

Ну что, друзья-товарищи, какие мысли? Есть тут осведомленные, что за птицы неясыть, мымра и пеликан?